пятница, 6 марта 2020 г.

Немного о математике и не только о ней


               МАТЕМАТИКА  -- наиболее трудоёмкий учебный предмет в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.  А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребёнку почувствовать, что он может понять, усвоить не только частные понятия,  но   и общие закономерности. А главное – познать радость при преодолении трудностей.
       
           Взрослые порой поражаются, как быстро ребёнок усваивает довольно сложные математические представления: легко запоминает трёхзначный номер автобуса, двузначный номер  квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет называть числительные по порядку в пределах 100,  1000, 10 000. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребёнка может быть  объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Чтобы то и другое стало развивающим.
           Как сделать чтобы, познавая математику, ребёнок достиг успеха? Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
           Ключом педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает латентное, реальное и опосредованное  обучение, которое должно осуществляться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.
          Латентное (скрытое) обучение обеспечивает накопление спонтанного чувственного опыта, благодаря которому создаётся база знаний.  
       Накоплению спонтанного опыта способствую 
Ø  Обогащённая предметная среда;
Ø  Созидательная  продуктивная деятельность;
Ø  Познавательное общение с взрослыми;
Ø  Экспериментирование, наблюдение и обсуждение с ребёнком процесса и результата познавательной деятельности.
        Реальное (прямое) обучение осуществляется в форме специально организованной познавательной деятельности, при этом формирование элементарных математических представлений происходит на основе эвристических методов. Широко используются проблемно-поисковые ситуации, что активизирует интерес ребёнка к познанию.
         Опосредованное обучение предполагает наличие игровых проблемно-практических ситуаций,  деловых игр и совместного выполнения заданий.

         Ни знания, ни учебная деятельность не являются целью обучения дошкольников. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нём.
        Организовывать проблемно-поисковые ситуации сложнее, чем такие, в которых говорит только взрослый, а ребёнок слушает и повторяет. Однако без этого не обойтись ни дома, ни в детском саду, если мы хотим научить ребёнка мыслить. Знания, данные в форме занимательной игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

     «УЧИТЬСЯ МОЖНО ТОЛЬКО  ВЕСЕЛО… ЧТОБЫ ПЕРЕВАРИТЬ ЗНАНИЯ, НАДО ПОГЛОЩАТЬ ИХ 
                                                            С АППЕТИТОМ» .

           При развитии математических способностей используются не только настольные, но и словесные игры: «Наоборот», «Летает – не  летает», «Бывает  - не бывает»,  «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает»,  «Что далеко, что близко», «Да и нет» и т.д.
         
           Особое место принадлежит математическим праздникам как одному из эффективных путей опосредованного обучения. Каждый праздник является экспромтом для детей, полным сюрпризов и неожиданностей. Целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности.
            Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников. Это всевозможные стихи, считалки, загадки… они делают работу с детьми более разнообразной: их целесообразно применять и в повседневной жизни   в свободной игровой деятельности.
 
            В результате математического образования  дошкольники не только совершенствуют счётную и измерительную деятельность, получают элементарные представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов  при решении нестандартных задач. Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки  воспринимаются детьми с большим энтузиазмом и несут огромную пользу для развития нестандартного мышления. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний.

            При обучении математике наши основные усилия должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольников интерес к самому процессу познания математики, потребность стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач, а также не бояться ошибок.


                                                     Важно помнить народную мудрость:
                         УМ ГИБНЕТ НЕ ОТ ИЗНОСА, ОН  «РЖАВЕЕТ» ОТ НЕУПОТРЕБЛЕНИЯ!





                   Успехов   вам в развитии ваших детей!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

игры для развития мышления детей

 Дорогие друзья, сегодня я хочу предложить вам  игры для развития мышления ребёнка. Мышление  является высшим психологическим процессом в че...